Время поездки: 4 января 2012 г.
Место поездки: Леса в 10 км от д. Седяшево
Цель поездки: Зимняя рыбалка
После нескольких часов пути, в основном, по лесным дорогам, мы наконец-то въехали в деревню Седяшево. Уже начало светать, и мы торопились побыстрее доехать до места.
Проехав деревню, наша машина "резво бежала" по лесной дороге вдоль реки Уфа. Но, в одном месте, машину немного занесло, и мы оказались в кювете. Машина "села" на передний мост. Пока мы вытаскивали ее, уже окончательно рассвело.
Подъехав к назначенному месту мы обнаружили здесь рыбаков, которые приехали сюда издалека (из города Ревда, Свердловская область). Они здесь рыбачили уже второй день. Их машина, "буханка", была оборудована печкой в кузове, которая топилась дровами, поэтому они могли ночевать в холодные зимние ночи в тепле и уюте. Сперва я тоже начал рыбачить, но клевал лишь ерш и, изредка, мелкий окунь. Я также поставил жерлицы на щуку, но скажу заранее, что этой рыбы мы не поймали. Если честно сказать, я сомневаюсь, что она вообще здесь была.
Ближе к обеду, я решил прогуляться, осмотреть местность и поискать звериные следы, ведь в этой башкирской глубинке обязательно должны обитать крупные звери. Да к тому же, в моем архиве есть несколько свидетельств о встречах с "шурале", как называют башкиры и татары реликтового гоминида.
Я решил идти по льду вверх по течению Уфы, но вскоре лед под ногами стал проваливаться, и я чуть не намочил ноги. В этих местах вдоль берега часто встречаются места с открытой водой. Из-за многочисленных родников, вода в некоторых местах реки, не замерзает даже в сильные морозы. К слову сказать в этот день было не холодно, около 15 градусов мороза. Когда я стал проваливаться, то решил подняться на правый берег реки, где шла лесная дорога (по этой дороге возили лес в Седяшево) и пошел по ней.
Очень скоро дорога, к моему удивлению, выходила на лед и пересекая реку, поднималась на другой берег реки. Сейчас здесь никого не было, но на обратном пути, я встретил в этом месте людей из Седяшево, которые увеличивали толщину льда, для того, чтобы по льду реку могла пересекать тяжелая техника.
Они укладывали на лед ветки деревьев, качали с помощью насоса воду из проруби и поливали дорогу. Как мне объяснили, сейчас толщина льда в этом месте составляет около 30 см, что достаточно для прохождения легковой техники, а вот лесовозы здесь пока пройти не могут.
Я поднялся на левый берег и дальше пошел по дороге. Тут же рядом лежали стволы деревьев, готовые к погрузке и отправке на лесопилку. К слову, лесопилка находится в деревне Усть-Бартага, которую мы проезжали по пути к Седяшево, она расположена ниже по течению реки.
В сотне метрах стоял трактор.
И тут же был сооружен лагерь лесорубов.
Дорога дальше уходила в лес, куда я и направился. Погода стояла превосходная. В лесу, как это обычно бывает в эту пору, стояла завораживающая тишина.
Первый звериный след, который я обнаружил, принадлежал зайцу беляку.
Наконец, дорога закончилась местом, где велась рубка леса.
Судя по тому, что на пнях следы спила были достаточно свежие, даже опилки еще не сдуло ветром, можно предположить, что лес рубили здесь совсем недавно, наверное перед новогодними праздниками здесь во всю кипела работа. Мне лично грустно было смотреть на поваленные сосны и ели, многочисленные пеньки, горы сосновых и еловых веток, поцарапанные трактором стволы деревьев вдоль дороги. Как-будто я чувствовал боль леса. Я поспешил покинуть это место.
Я знал, что вверх по реке до Озерков должна была находиться еще одна деревня - Круш. На момент поездки у меня не было карты той местности, так как эта поездка не была запланирована заранее, поэтому я не знал сколько километров до деревни Круш и есть ли дорога туда. Хотя я все-таки предполагал, что из Седяшево вдоль реки туда должна быть дорога. Ни на правом берегу, ни на левом этой дороги я не нашел.
Поэтому, вернувшись на реку, я аккуратно пошел по льду в надежде, если не дойти до деревни Круш, то хотя бы увидеть ее в бинокль. На льду мне неоднократно встречались следы зайца,
следы лисы,
а в одном месте - следы лосей, пересекавших реку.
Я шел по натоптанной тропинке. Было очевидно, что здесь ходят рыбаки. Помимо следов ботинок, были и следы рыбацкого корыта. Время от времени попадались лунки. Дойдя до очередного поворота реки я решил, что если за поворотом я не увижу в бинокль деревни я поверну обратно, так как я уже прилично ушел от машины, а вернуться нужно было до наступления темноты.
В одном месте, я увидел деревянную лесенку, на берегу реки.
Поднявшись по лестнице среди деревьев я обнаружил деревянный дом. Скорее всего это был дом для охотников и рыбаков.
У входа лежали дрова, на стене висели двуручная пила, керосиновая лампа.
Я сперва предположил, что внутри может кто-то есть, поэтому постучал в дверь и подал голос. Ответа не было. Я дернул за ручку - дверь оказалась незапертой. Помещение было небольшое, примерно три на три метра; внутри находилась печь, стоял стол, пеньки вместо стульев, было сделано три спальных места, на подоконнике лежали соль, спички. Примечательно, что несмотря на то, что печь была абсолютно холодной, в доме было теплей градусов на десять. Очевидно, что в этом домике, при наличии продуктов, можно было спокойно зимовать.
Около дома было полно следов людей и собаки. Недалеко от дома находилось отхожее место. В другой стороне от дома, располагалось сооружение наподобие шалаша, я бы сказал, что это была охотничья сидка из которой отлично просматривалась река. Никаких троп, и тем более, дорог, ведущих от дома не было, вокруг были сугробы и лесная чаща. Было ясно, что зимой сюда добираются исключительно по льду замерзшей реки, а летом, вероятно, на лодке.
За поворотом деревни не оказалось. В бинокль я разглядел примерно через 2 км следующий поворот реки, но идти туда уже не было времени и желания, я ведь не знал, как далеко находится деревня Круш. Поэтому я решил возвращаться к машине.
Идя по реке я постоянно останавливался, прислушивался, оборачивался. В этом месте, когда я шел на восток произошло вот что. Остановившись в очередной раз и обернувшись, я увидел вдалеке человеческий силуэт, переходивший реку. Пока я доставал бинокль, он быстро скрылся за поворотом. Тогда я не придал этому особого значения, решив, что это рыбак, но теперь возвращаясь и проходя мимо этого места, я вспомнил этот случай, и вот что было странным. Я постоянно оборачивался и за мной никто не шел. Придти из леса человек вряд ли мог, так как никаких троп, ведущих в лес я не замечал. Я начал внимательно смотреть себе под ноги на тропу, ожидая увидеть на ней, свежие следы.
И наконец, я увидел свежие следы от ботинок, они шли по тропе до определенного места, а потом, перед поворотом, уходили в лес. Конечно, в то время я не мог не подумать о снежном человеке - это вполне можно было допустить. Но, после того, как я увидел четкие следы от ботинок, все сомнения отпали. Но я стал гадать: кто это мог быть? Вряд ли это рыбак, так как машины стояли примерно в 10 км от этого места, и какому рыбаку придет в голову идти так далеко от машины? Может быть это был охотник. Но в это время охотиться без собаки, можно сказать, безрезультатно, а собачьих следов на тропе не было.
Я поднялся на правый берег, идя по следу. Судя по отпечаткам ботинок я предположил, что размер ноги у этого человека примерно такой же, как у меня - 42. По ширине шагов, глубине следа можно было предположить, что вес человека в пределах 80 кг, а рост не выше 180 см. Мне оставалось непонятным, кто это мог быть, и как он мог идти за мной, оставаясь незамеченным. В лес я углубляться не стал. Поняв, что это человек, а не гоминид идти дальше по следу мне было неинтересно. К тому же, я был уверен, что сделав небольшой круг, вскоре эти следы выйдут обратно на реку, так как без лыж идти по сугробам очень тяжело.
Я вернулся на лед, на тропу и быстрым шагом пошел на запад, в сторону машины. В тех местах, где около берега была открытая вода (из-за родников) над замерзшей рекой стелился пар, как-будто это был туман. Кстати именно из-за него я и не смог толком понять кому принадлежал силуэт, который я видел, когда шел на восток. Хорошо, что следы все расставили по своим местам.
Идя обратной дорогой, я все же прикидывал, кто мог идти за мной и зачем. И вот, на противоположном берегу, краем глаза я заметил движение. Я остановился и, смотря в упор на противоположный берег, никого живого не мог там разглядеть. Я взял бинокль и только тогда увидел человека в маскировочной одежде. Человек, поняв, что я его заметил, пошел мне навстречу. Всю обратную дорогу, до того места, где рабочие укрепляли лед (я писал об этом ранее), мы проговорили с ним на разные темы. Оказалось, что он здешний егерь, живет в деревне Седяшево, и, не зная, кто я и зачем поперся от машин в такую даль, он пошел за мной, но перед поворотом перестал за мной идти. Неудивительно, что оборачиваясь, я не замечал его. Кстати по его словам, такие крупные звери, как кабан и лось, здесь, действительно, водятся. Впрочем я это уже знал по попавшимся мне следам в этот день.
На обратном пути я встретил людей, которые приехали из Седяшево укреплять лед через реку (я писал об этом ранее), поговорил немного с ними и пошел дальше. Вскоре я дошел до поворота реки, за которым находились машины и рыбаки. Через полчаса я уже грелся в машине и во всю уплетал печенье с горячим чаем.
Изначально мы собирались переночевать здесь в машине и остаться еще на один день, но из-за плохого клева (ерши - не в счет), оставаться здесь еще на один день было нецелесообразно. Стало темнеть, и мы поехали домой. По дороге в Седяшево проезжали место, где я увидел уток, спокойно плавающих в незамерзшей реке. Из-за плохого освещения (уже было темно) хороших фотографий этих водоплавающих не получилось.
Уже в темноте сделал напоследок снимок самой деревни Седяшево. Впереди предстояли несколько часов дороги домой. Так закончилась зимняя поездка в Башкирию.
Результат поездки: Рыбалка не была безрезультатной. Пока я ходил, мой товарищ поймал несколько крупных окуней и уйму ершей. Но главное все-таки, это новые впечатления.
  Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
 
Обсудите на форуме: Перейти на форум