На карте видна река Уфа, по которой мы сплавлялись на резиновых лодках. Цифрами обозначены интересные места нашего маршрута, которые в повествовании будут прокомментированы.
Утром, пока Леша разогревал еду и кипятил воду в чайнике я решил по-быстрому пробежаться по полю и посмотреть не остались ли следы домов. Дело в том, что мы остановились на краю поля, где когда-то стояла деревня или другое поселение, о чем свидетельствует обозначение на карте - урочище Чебак.
В поле я обнаружил два столба - остатки от домов или иных сооружений бывшего поселения. На одном столбе были вбиты большие кованые гвозди, и, судя по виду этих гвоздей, можно было сделать вывод, что выковали их несколько десятилетий назад - таких гвоздей в наше время в магазинах приобрести невозможно.
Посреди поля находится небольшой островок, на котором растут кустарниковые растения, такие как шиповник, и несколько деревьев. По всему полю ходить в поисках других следов сооружений времени у меня не было, так как нужно было завтракать и плыть дальше.
Когда я вернулся в лагерь, мой напарник уже позавтракал и собирался в дорогу, поэтому и мне нужно было поспешать.
И вот, мы снова плывем по Уфе, наслаждаясь красивейшими видами природы. В одном месте Леха увидел на берегу промелькнувшую в подлеске рыжую лисицу. Она очень быстро скрылась из виду, поэтому сфотографировать он ее не успел, а жаль. Я неоднократно видел этого красивого хищника, как во времена моей охоты, так и позднее, в экспедициях по поиску йети, но до сих пор хорошего снимка, крупным планом, лисицы у меня нет.
В этот день снова стояла очень жаркая погода. За предыдущие дни нашего сплава я успел прилично загореть, и даже сгореть, так что теперь мне приходилось прятать от солнца все открытые участки тела.
Через несколько часов после отплытия мы достигли места, где река Ай впадает в Уфу. На фотографии слева - река Ай, а справа - река Уфа. В этом месте мы причалили к берегу, так как я хотел осмотреть место, обозначенное на карте, как урочище Усть-Айск. Это место я отметил на карте цифрой 14.
На берегу я увидел множество следов какого-то мелкого зверька.
След, как я полагаю, принадлежит представительству семейства куньих: хорьку, ласки, или горностаю.
Поднявшись на берег, в бинокль я увидел на краю поля, где начинается лес, железную цистерну, а также едва заметный деревянный забор. Любопытство взяло верх, и, несмотря на невыносимое пекло, я пошел через все поле в сторону леса, чтобы поближе взглянуть на заинтересовавшее меня место.
Что касается цистерны, то она была вполне обычной, причем цистерна была наполовину наполнена водой. Её предназначение мне стало понятно чуть позднее, когда я подошел к лесу и увидел забор.
Здесь располагается старое кладбище, ограду которого я и разглядывал в бинокль полчаса назад.
По следующим фотографиям можно судить, что кладбище, действительно, древнее и непосещаемое.
Большинство полусгнивших и уже покрытых мхом крестов лежат на земле.
На некоторых могилках вместо крестов стоят такие сооружения с красной звездой на верху. Такие штуки (на знаю, как назвать ее назвать) ставили на могилы во времена, когда религия в государстве была, мягко говоря, не в почете. Предполагаю, что здесь даже могут быть похоронены участники ВОВ.
Посетив кладбище, я пошел назад к лодкам - нужно было плыть дальше. По дороге на меня вдруг нахлынули разные мысли по поводу захороненных на кладбище людей, я представлял, как эти люди воевали во время войны, защищая страну, которой больше нет. И теперь вот их тела лежат на этом заброшенном кладбище, и некому даже придти сюда и почтить их память. Все эти рассуждения так поглотили меня, что я не заметил, как ветер сдул с меня панамку. Когда я пришел на берег, Леха сразу заметил, что его панамки нет у меня на голове. Пришлось снова идти через все поле к кладбищу и искать панамку. Слава Богу панамка в итоге нашлась.
Плывя вдоль берегов, я постоянно рассматривал местность в бинокль. И в одном месте увидел на берегу какую-то большую хищную птицу, напоминавшую то ли орла, то ли коршуна. Близко подплыть мне не удалось, так как при моем приближении птица огромными взмахами своих крыльев поднялась и улетела вдаль. Эта фотография сделана с максимальным 23-х кратным приближением, на которое способна моя фотоаппаратура.
Я предполагаю, что это был осоед
Ориентируясь по карте, я знал, что конечный пункт нашего сплава уже очень близок. К обеду мы достигли места, которое я пометил на карте цифрой 15. Это было очередное урочище, называвшееся Варяжка. Промеж себя мы назвали это место варежкой. Я причалил к берегу и поднялся на берег, чтобы осмотреть место. На месте урочища, как обычно, было поле. Судя по стоявшей на поле ограде, можно было заключить, что сюда водят пастись скот жители окружных деревень, хотя ближайшая деревня - это Аяз, до которой нам оставалось плыть всего несколько километров.
Вдали в бинокль можно было рассмотреть лесную дорогу, а также я увидел стоявший на дороге лесовоз.
Проплыв урочище Варяжка, за поворотом реки я увидел в бинокль лежавшего на берегу человека.
Подплыв поближе мы увидели, что это мальчик лет семи, который спал прямо на берегу на большом камне.
По берегу шла каменистая дорога, которая была мокрой из-за множества родников, бивших прямо на дороге. Вдали можно было разглядеть в бинокль деревню Аяз, а это значило, что мы приплыли к конечной точке нашего маршрута.
По дороге в сторону деревни с грохотом проехал лесовоз, до верху груженный распиленными стволами сосен.
Спавший на камне паренек, услышав нас, проснулся и стал с интересом нас расспрашивать, а мы, в свою очередь, с таким же интересом расспрашивали его. Дело в том, что мы приплыли несколько рано, и до того, как нас должна была забрать машина из деревни, оставалось пять часов. Околачиваться пять часов в деревне нам не особо хотелось, поэтому мы не спешили туда плыть. У нас было время. Несколько часов мы провели, беседуя с пареньком. И за это время мы узнали от него много интересного. Почему он спал на камне? У него большая семья: много братьев и сестер, воспитывает его и братьев мама, так как отец находится в местах заключения. Живут они не богато. В деревне процветает пьянство, особенно среди молодежи. Вот и его накануне вечером старшие братья с компанией, по его словам, силой заставили выпить водку (грозились бросить его в реку), после чего он уснул на берегу, так как пьяным идти домой боялся, да и думается мне, был не в состоянии. Как он не замерз ночью на берегу, мне не понятно. Ну а теперь, ясное дело, у него болела голова и домой идти он боялся.
Пока Алексей продолжал разговаривать с мальчиком и угощать его конфетами, я переплыл на противоположный берег и отправился в лес.
Пробираясь через густые заросли папоротника, вдалеке я услышал крик какой-то птицы.
Вскоре возмутитель спокойствия был найден. Им оказался голодный птенец, неизвестного мне вида птицы, который громко звал родителей и просил еды. Из дупла высовывалась только часть его головы, и был виден только клюв. Я хотел сперва залезть на березу и сфотографировать птенца в дупле крупным планом. Но дупло располагалось очень высоко, а внизу у дерева не было веток, так что залезть я не смог.
К тому же здесь было полно комаров, и пока я снимал видео, они меня всего искусали. Сняв видео, я поспешил покинуть это место. Больше ничего интересного в лесу я не обнаружил.
Выйдя к реке, я пошел по берегу в сторону лодки. Время от времени мне попадались следы птиц: кулика и цапли, а иногда встречался вот такой трехпалый след (на фотографии), принадлежность которого я затрудняюсь с точностью определить.
Около семи часов вечера мы поплыли в деревню. В девять нас должна была забрать машина. Село Аяз довольно крупное: по словам мальчика здесь есть даже школа.
Аяз находится в республике Башкортостан. Перед самым поселением проходит граница Свердловской области и Башкирии. И на этой самой границе, на берегу реки мы увидели вывеску на дереве "Саранинское охотхозяйство". К слову сказать, поселок Сарана находиться примерно в восьми километрах северо-западнее от деревни Марийские Ключики, того места, откуда мы начали сплавляться.
Через сотню метров на другом дереве висела уже другая вывеска "Дуванское охотхозяйство", проплывая мимо которого, мы поняли, что вплываем на территорию республики Башкортостан.
Совсем недавно, перед нынешними выборами в селе появился долгожданный навесной мост через реку Уфа.
Вот и закончилось наше четырехдневное путешествие. Здесь нас должна была забрать машина. Мы стали сушить лодки, складывать вещи, в общем, готовиться к погрузке в автомобиль, очень надеясь, что за нами приедут в эту глушь.
В том месте, где мы причалили к берегу, стоял катер и баржа. Пока мы собирали и паковали вещи, к нам подошел капитан этого судна и еще несколько жителей. Мы разговорились. До того, как мост был построен, этот человек на катере и барже перевозил через реку людей и транспорт, а теперь в связи с постройкой нового моста и тем, что река очень сильно обмелела, работы у него нет. Пока мы ждали машину, стали свидетелями такого происшествия. К мосту подъехала грузовая газель, рассчитывая перебраться через реку по мосту. А местные запретили проезд по мосту грузовых автомобилей из-за того, что грузовики наносят вред мосту, приварив на въезде балку. Легковой автотранспорт мог легко проехать под этой балкой, а вот грузовой - нет, так как задевал ее. Водитель газельки кинулся с уговорами с капитану катера, прося перевезти его через реку на барже, но катер и баржа стояли на мели. К тому же река, как я уже говорил, сильно обмелела. В общем, водителю газельки пришлось разворачиваться и ехать обратно.
Когда на часах "стукнуло" девять, а потом полдесятого, а затем и десять вечера, а машины все не было, мы не на шутку заволновались. Сотовой связи тут нет. Кстати, на всем протяжении нашего маршрута, единственное место, где телефоны ловили связь, была деревня Саргая. Больше на реке связи нигде не было. Так что, если кто захочет плыть по тому же маршруту, имейте это ввиду. Леха пошел в магазин, который работал до десяти. Уже закрывавшая магазин хозяйка разрешила ему позвонить из местного телефонного аппарата (не бесплатно конечно). Выяснилось, что машина за нами уже давно выехала, и уже должны была приехать в Аяз. Мы заволновались еще больше. Что могло произойти? Машина могла застрять в любом месте "убитой" в этих местах дороги. В итоге, за нами машина все-таки приехала.
Уже на обратном пути, когда мы уставшие сидели в машине, приятель Алексея, рассказывал нам историю, полную приключений того, как он добирался до деревни. Пересказывать ее я не буду, скажу, что чудом он доехал по проселочным дорогам до Аяза, при этом, чуть не свалился с хлипкого моста, едва не потерял на колдобинах карданный вал, едва не разбил стекла машины гравием, чуть не застрял в грязи "в хлам убитых" дорог от Саргаи до Аяза. В общем матерных слов по отношению к той дороге было сказано предостаточно. Кстати, из Аяза мы ехали уже другой дорогой, через Башкирию, так как возвращаться по той дороге, по которой Серега приехал за нами, он наотрез отказался. Я дам совет всем, кому придется ехать из Саргаи в Аяз или наоборот: если только у вас не трактор, не езжайте напрямую, а лучше сделайте крюк в сотню километров, проехав через Башкирию.
Результат поездки: Просто замечательный получился сплав, и мы с Алексеем условились на будущий год продолжить сплавляться по Уфе дальше. Выплывать решили из Аяза, и плыть по реке уже в Башкирии. Суждено ли воплотиться этим планам в 2013 году покажет время. Если сплав продолжится, то отчет об этом обязательно появится на страницах этого сайта. Я обещаю.
 На главную страницу сайта
  Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
 
Обсудите на форуме: Перейти на форум