Чебак

Время поездки: 12 января 2016 г.
Место поездки: Туристическая база в урочище Чебак на берегу реки Уфа
Цель поездки: Поиск следов, рыбалка.
На карте зеленым цветом показан наш маршрут на машине. Ближайшая жилая деревня - Саргая - находиться в 15 км на север. Если сплавляться по реке, то через 18 км на юг можно приплыть в Башкирскую деревню Усть-Аяз, куда я сплавлялся в 2012 году. Красным цветом отмечен мой пеший маршрут с того места, где осталась машина до туристической базы Чебак на берегу Уфы. От избы до базы, если идти по льду, около 2 часов хода.
На машине от деревни Саргаи мы проехали столько, сколько было возможно. Дальше дороги не было, поэтому мы оставили машину на берегу и спустились на лед. Нам предстояло дойти до избы, которая стоит на правом берегу реки. Мы планировали остановиться на ночлег именно там. Надели лыжи, спустились на лед и пошли на юг. Больших сугробов на льду не было, поэтому мне было удобней идти без лыж, но пришлось тащить их на себе.
Примерно через час пути, мы были на месте. Я помню эту избу, так как снимал ее на фото и видео во время своего сплава в 2012 году.
Мои товарищи оставили здесь вещи и отправились рыбачить, а я стал осматривать избу. Меня в первую очередь интересовало, в каком состоянии она находится, работает ли печь, есть ли лежанки, чем закрыты окна - в общем сможем ли мы тут переночевать и не замерзнуть. К сожалению, вместо стекл оказалась обычная пленка, причем во многих местах рваная. Печь я пока разжигать не стал, так как рыбаки сказали, что если клева не будет, то вечером мы поедем домой.
Я снял небольшое видео об этой избе.
Оставив все вещи в избе, я пошел к рыбакам. Клева почти не было: за час мы поймали всего несколько мелких рыбешек: пару окуней и ершей. Мне стало скучно сидеть и глядеть в лунку. Клева не было.
Я решил пойти вниз по реке и по возможности дойти до урочища Чебак. Товарищи сказали, что там расположена туристическая база, и, возможно, там сейчас живет охранник. Я решил прогуляться, так делать все равно было нечего.
Лыжи я брать не стал, так как вдоль берега по льду рыбаками была проложена тропка, по которой я и пошел. Мои товарищи сказали, что в этих местах водятся волки, и мне стоит быть осторожным.
И действительно, пока мы шли до избы мы несколько раз встречали волчьи следы, а один раз пересекли волчью тропу - место, где они переходили реку с одного берега на другой. Я шел, постоянно оглядываясь и прислушиваясь и мне иногда попадались на снегу следы этих хищников. Но, в основном, следы попадались старые, свежих следов я не встречал.
В одном месте, я обнаружил на льдине метку, но не было уверенности в том, оставил ли ее волк или собака. Если впереди была база, на которой жил охранник, то наверняка у него были собаки, которые могли бегать по льду и уходить от базы на несколько километров.
Я старался идти как можно ближе к берегу, чтобы в случае появления волков я мог успеть добежать до деревьев на берегу реки. Конечно я знаю, что волки в основном охотятся стаями и в сумеречное время, но все-таки было немного боязно ведь у меня с собой не было никакого оружия, и даже свой охотничий нож я в этот раз оставил дома. Так что в случае нападения даже одного волка шансов у меня почти не было.
Фотографируя и снимая видео, я внезапно увидел вдали какое-то движение. На видео, которое я снял (оно расположено в самом низу этого отчета) хорошо запечатлен этот момент. Я видел, как я решил тогда, волка. Да это был либо волк, либо серая собака. К сожалению, мне не удалось сфотографировать его, потому что он очень быстро пересек реку, и пока я переключался в режим съемки фото и фокусировал камеру, зверь скрылся в лесной чаще.
В этот момент мне стало немного не по себе. Я стал думать, стоит ли мне продолжать свой путь или нет, ведь я прошел уже несколько километров, а никакой базы на горизонте не было видно, и я стал сомневаться, что эта база вообще тут есть. С другой стороны меня распирало любопытство и сильное желания снять на фото и видео волка в дикой природе. Я сломал небольшой сук на случай, если вдруг на меня нападет волк. Я знаю, что волк обычно пытается сразу перекусить либо хребет при нападении сзади, либо перекусить шею при нападении спереди. Таким образом я мог бы выставить перед собой этот сук. Наверное сейчас мои рассуждения выглядят весьма забавными, но тогда мне было не до смеха, и я усиленно пытался спрогнозировать мое поведение в случае нападения волка или волков. В общем, я пошел дальше и вскоре увидел на берегу какие-то строения.
Это и была туристическая база. На берегу стояло пять строений: баня, дровяник и несколько маленьких домиков. Пока я снимал фото и видео, я заметил краем глаза какое-то движение на берегу. По берегу медленно шел старик, и я понял, что это и есть охранник. Я решил подождать и поговорить с ним. Старик пригласил меня в дом и любезно угостил меня горячим чаем. Убранство дома было спартанским, но жить можно было вполне комфортно. В доме было электричество благодаря наличию бензинового генератора, был телевизор, спутниковая тарелка. Отапливались все домики дровами, в домах были печи.
Я разговорился с охранником и мы около получаса беседовали за чашкой горячего чая. Он живет здесь вместе с двумя собаками и кошками, работает охранником. Летом на базу приезжают туристы, так как здесь много ягод, грибов, рыбы. Кстати, он вернулся с рыбалки и также, как и мои товарищи пожаловался на очень плохой клев. В этот день клева не было. Старик подтвердил слова рыбаков, что здесь водятся волки. Также он рассказал мне, что в прошлом году стая волков задрала у него собаку, а совсем недавно он, будучи на льду, на рыбалке, увидел четверых волков. Они вышли на берег и несколько минут смотрели на него, после чего удалились в лес. Но, по его словам, днем они не подходят к базе, а вот ночью часто приходят сюда и по ночам, он часто слышит их вой. Я спросил не страшно ли ему тут одному. На что он ответил мне, что у него есть ружье, да и привык он уже к такому образу жизни. К тому же сюда иногда приезжают рыбаки и охотники. Часть моего разговора с этим человеком есть в видео "По следам волков", которое расположено ниже.
Не хорошо было злоупотреблять гостеприимством этого любезного человека и мне нужно было собираться в обратный путь. Я поблагодарил старика за чай, кров, беседу, и отправился в обратную дорогу.
Я снял небольшое видео о туристической базе Чебак.
Идя по реке, я увидел на берегу следы человека. Видимо, охотники здесь не редкость, хотя точно утверждать это я не могу.
В этот день произошла еще одна встреча. Когда я спустился с берега и пошел по льду, я постоянно оглядывался по сторонам, чтобы заранее увидеть приближение ко мне кого бы то ни было. Конечно же я думал о словах старика и о том, что волки вышли на него днем, когда он рыбачил. Так вот, оглянувшись в очередной раз, я увидел вот это создание (см. фото).
Это был пес охранника. Я подозвал его к себе и мы поприветствовали друг друга. Я сперва решил, что это его я видел перебегающим реку, но тот силуэт был серым, а эта собака - белая, так что то был либо волк, либо вторая собака охранника. Я сказал собаке, чтобы она не шла за мной, а возвращалась на базу. Удивительно, но он меня послушался и побежал к базе. Пес переживал за меня. Я понял это по тому, что пока я шел, он стоял и смотрел на меня. Как будто он провожал меня и следил, чтобы со мной ничего плохого не случилось. Я был уверен, что если бы я например провалился под лед, а здесь местами была открытая вода из-за многочисленных ключей, то он позвал бы старика на помощь. В его глазах читалась эта забота и переживание. Когда я ушел совсем далеко, пес убежал обратно на базу.
Дорога обратно, как мне показалось, заняла больше времени. Возможно, это было связано с тем, что я немного устал. Погода была хорошей, было около минус десяти градусов мороза, но главное, что не было ветра. Рыбаки знают, насколько неприятен ветер на льду.
Когда впереди показалась высокая ель, я понял что я почти дошел до избы.
Вернувшись к избе, я поделился своими приключениями с товарищами, а они, в свою очередь, сказали, что клева совсем нет и надо уезжать отсюда. В итоге, мы решили собираться в обратный путь. Пока они сворачивали снасти, я взял все вещи из избы и пошел к машине. Половину еды я оставил в избе: печенье, крупы, чай, спички, минералку. Во-первых, тащить все это обратно было не охота, а во-вторых, я решил оставить это тем, кто появится здесь этой зимой. Так принято у охотников и рыбаков, по-крайней меня так воспитывал мой дед и отец, которые были рыбаками и охотниками.
Что касается улова, то рыбаки поймали несколько окуней и ершей. В этот день клева не было.
Вот так завершилась эта поездка на реку Уфа в Свердловской области.
Я собрал почти все видеоматериалы, отснятые во время этой поездки и смонтировал документальный фильм, который решил назвать "По следам волков", потому что изначально я шел по следам этих хищников. В этот фильм также вошли видео по избе и по туристической базе Чебак.
Результат поездки: Благодаря этой поездке я снял документальный фильм "По следам волков".
На главную
  Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Обсудите на форуме: Перейти на форум