На карте изображены наши маршруты поиска следов снежного человека: красным цветом - путь на машине, синим - пешком. В национальном парке Самарская лука много раз видели предположительно снежного человека. До сих пор в прессе встречаются подобные рассказы очевидцев: Путешествуя по Волге, тольятинка Валентина В. подошла к борту "Омика" и ахнула: на почти вертикальном склоне из пещерки выбрался на четвереньках огромный косматый человек, ловко перебрался на поросший леском участок и исчез. А вот свидетельство жительницы Жигулевска: "Мы нашли орешник, стали рвать орехи. Вдруг я ощутила чей-то взгляд. Обернулась... В шести-семи метрах стояло существо, покрытое длинной редкой шерстью с головы до ног, худощавое, но с развитыми мускулами. Лесной человек был ростом метра два. Стоял он прямо против меня, но страха я не чувствовала..." На исследование национального парка меня также подтолкнула статья Снежный человек под Самарой.
Встали очень рано. Сегодня запланировали посещение Ширяевских штолен (штолен Поповой горы). Ширяевские штольни были пробиты в начале XX века для добычи камня, рядом с селом Ширяево. Квадраты их входов видны по периметру Поповой горы. Горизонтальные штреки уходят вглубь горы на многие десятки метров. Все ширяевские штольни состоят из шести неравных по размерам и не сообщающихся между собой систем. Самая большая система находится ближе всего к Волге, на высоте около 40 метров над рекой. Высота потолков 3-5 метров, выработки пройдены без деревянного крепления, только в некоторых, наиболее обвалоопасных местах ставились подпорки потолков из толстых брёвен, которые до сих пор сохранились в виде развалин. Основное же крепление потолков осуществлялось за счёт целиков - огромных колонн из породы. Эти опоры чаще располагаются правильными рядами, но иногда приобретают и хаотичное расположение. В штольнях царит величественная тишина, иногда нарушаемая мелодичным перезвоном от падения капель воды с потолка, да звуками, издаваемыми пролетающей летучей мыши. В летнюю жару здесь - вечная и неизменная прохлада.
В полу можно разглядеть следы от шпал узкоколейки, попадаются даже куски рельсов, чудом уцелевшие и не растащенные местным населением. На стенах - изоляторы от проводки. Под ногами камни различных размеров, иногда целые горы заготовленного известняка. Некоторые такие кучи глыб появились гораздо позднее в результате обвалов, поэтому гулять по подземельям небезопасно. Стенки и колоны постепенно разрушаются от времени. В штольнях много обвалоопасных мест. В отдаленных галереях можно увидеть груду огромных глыб и осевший потолок. Особенно часто обвалы случаются в конце зимы и начале весны, когда интенсивно происходит образование наледей по трещинам стен и потолков штолен. Лёд расширяет трещины между неустойчивыми пластами породы и это приводит к обвалам. В этот период в самых холодных участках галерей вырастают целые фантастичные "города" из ледяных сталагмитов, которые порой "доживают" до середины лета.
Места эти пользуются популярностью у туристов. Пока мы лазили по штольням у входа появлялись небольшие группы туристов. Заходить вглубь отваживаются не все, тем более без фонарей здесь делать нечего. Но внутри туристы все же бывают: кострища, кучи мусора, исписанные стены и даже, извините, испражнения.
Существует много интересных историй, которые случались в этих штольнях с разными людьми. Вот одна из многих: "Группа спелеологов пришла как-то на Попову гору. Вечером пошли собирать сучья для костра. Все вернулись, а одного нет. Кто-то видел - прибегал за лопатой, мол, щель нашел, кажется вход в пещеру. Над ним посмеялись - место-то тут хоженное-перехоженное, откуда ей тут быть. А парень как сквозь землю провалился. Пошли на поиски с фонарями. Стали кричать - вроде отозвался кто-то. Двинулись на голос. Пропавший стоит на тропе, видят он вроде не в себе. Когда отошёл немного, рассказал: "Заметил щель в скальной стене, спустился вниз и попал в темный подземный зал. Вдруг под сводами пещеры сияние. В этом сиянии возник старец и говорит: "Рано тебе сюда". И исчез. Перепуганный исследователь и не помнит, как оказался на поверхности". Спелеологи решили, что все это ему привиделось.
В местном народном фольклоре есть поверье, что существует подземный народ, который можно иногда встретить в местных штольнях (есть еще штольни горы Верблюд), и якобы в штольнях существует проход в подземное царство этого народа.
Интересная фотография. Внутри я иногда делал снимки, используя вспышку, как и в случае с этой фотографией. Это единственная фотография, на которой уже дома, я обнаружил множество белых пятен. Логическое объяснение этих пятен я вижу в том, что это не что иное, как отражение света вспышки от частиц пыли, но возникает вопрос, почему этого нет на других снимках.
Проведя некоторое время в штольнях, не обнаружив ничего необычного, мы, наконец, вышли на свет Божий. Здесь до сих пор ведется добыча известняковых пород.
Около скал я чуть не наступил на маленькую ящерку, коих здесь бегает достаточно много. Пришлось немного побегать за ней, прежде чем удалось снять ее крупным планом. Великолепный окрас настолько сливается с местным ландшафтом, отлично маскируя эту рептилию, что увидеть ее в траве между камней нелегко.
Это добыча камня.
Как я понял, этим устройством режут каменные глыбы.
Ближе к обеду мы поехали в деревню за водой, заодно купили разрешение на пребывание в национальном парке, хотя, как я позднее узнал, многие обходятся и без этого разрешения. Разрешение на въезд (вход) в заповедник здесь получить не удалось - его надо оформлять в Жигулевске. Узнав, что в деревне работает музей, решили посетить и его. Фотографий получилось много. Здесь был представлен крестьянский быт былых времен, деревенская утварь, национальная одежда, предметы быта, скульптуры художника И. Е. Репина, картины И. Е. Репина, старые фотографии, документы, картины, фотовыставка и многое другое. На фотографии Самарская лука начала 20 века.
Ширяевец Александр Васильевич (настоящая фамилия Абрамов) - поэт, прозаик, драматург, журналист. Родился 2 апреля 1887 года в с. Ширяево - Буерак (отсюда литературный псевдоним). Родители - из крепостных крестьян. В 1898 окончил церковно-приходскую школу. После смерти отца переехал с матерью в Самару. В 1902 поступил чернорабочим на бумаго-красильную фабрику, а затем писцом в канцелярию казенного лесничего в Ставрополе.
В 1905 году переезжает в Туркестан, определяется на почтово-телеграфную службу, где состоит до 1919; печатается в газетах и журналах. Стихи Ширяевца появляются в коллективном сборнике "Ранние сумерки" (Ташкент, 1911), в столичных еженедельниках "Народный журнал", "Журнал для всех".
В конце апреля 1915 года Ширяевец приезжает в отпуск на родину, в с. Ширяево, Петроград. Результатом этих поездок стало издание нового сборника: "Богатырь" (Ташкент, 1915), "Запевка" (1916). Вышедшая в 1917 книга Ширяевца "Алые маки" открывалась ставшая позже популярным стихотворением "Стенька Разин".
В последующие годы Ширяевец публиковал и прозаические сочинения (рассказы, фельетоны, статьи). В 1918 году Ширяевец избирается в комиссию Союза Журналистов, становится слушателем Туркестанского народного университета. В 1919 публикуется его сборник стихотворений "Край солнца и чимбета" и пьеса-сказка "О Иване - крестьянском сыне, Ненаглядной красоте и Кощее Бессмертном", посвящено С. Есенину.
В 1919-1921 Ширяевец служил в библиотеке-читальне, летом 1922 переехал в Москву, вступил в литературную группу "Кузница", в ноябре 1923 был исключен из нее и вскоре вошел в группу поэтов "Радуга".
Скончался Александр Васильевич 15 мая 1924 года.
Лирика Ширяевца связана с устной народной поэзией и подчас носит характер стилизации. Многие его стихотворения и песни посвящены родной деревне и волжской природе ("Ширяево", "Полям" и др.).
После посещения музея, немного поговорили с местным населением, узнали дороги, местные события, обстановку в селе, после чего поехали вдоль берега по направлению горы Верблюд, которая расположена в 3 км от села.
Гора Верблюд в современном понимании представляет собой часть горного массива Жигулей между Ширяевским и Козьим оврагами. До середины 20 века гора носила название Козьи рожки (см. историю горы Верблюд). Протяженность горы вдоль Волги около 4 километров, наивысшая точка - 326 метров. Более мелкие овраги, выходя в сторону реки параллельными рядами, делят гору на отдельные увалы. Западная часть горы, обращенная к селу Ширяево, имеет другое название - Монастырская гора. От вершины до подножия гора сложена мощными палеозойскими породами: известняками и доломитами, не скрытыми более молодыми напластованиями. Выступающая часть скалы, похожая на голову верблюда, в народе получила название "балда". Это массивный нависающий глыбообразный останец твердой породы над рекой возвышается на 120 метров, имеет ровную горизонтальную площадку и служит прекрасным местом для обзора долины Волги.
Под самой "балдой", на несколько метров ниже, на южном склоне, имеется почти круглое отверстие диаметром не более 1,5 метра. Это небольшой грот. Максимальная длина сужающегося щелевидного углубления - 3 метра. Поместиться в нем можно только присев на корточки. Грот в недавние времена был популярен в качестве туристской "почты". Каждая группа, побывавшая здесь, обязательно оставляла в хорошо укрытой от непогоды расщелине свою "визитную карточку". Необычная форма скалы образована длительной работой различных форм выветривания - действие воды, солнца, ветра и даже морского прибоя. Около трех миллионов лет назад Жигулевский массив представлял полуостров, вдававшийся в Акчагыльское море. В момент затопления выступающая часть горы Верблюд на уровне 150-180 метров абсолютной высоты была прибойной береговой линией, и морские волны ударялись о крутые берега, отрывая куски скал и обтачивая их. На южном склоне скалы четко выделяются абразионные полосы - место, об которое когда-то разбивались морские волны. Абразионные участки хорошо заметны на многих склонах в Жигулях. На высоте 150-180 метров наблюдается вытянутой полосой скопление скал. На близость к поверхности скальных пород указывают вытянутые поперек склонов полосы сосновых насаждений. Внутри этой горы также существуют заброшенные штольни, причем, как потом я узнал на своем опыте, они уходят вглубь горы дальше, чем Ширявские штольни, но об этом позже. Посещение этих штолен мы запланировали на завтра.
Отсюда открываются взору восхитительные просторы с Жигулевскими Воротами, Сокольими горами, Царевым курганом, долиной реки Сок.
Пока я любовался всей этой красотой, смотря на покрытые густыми лесами Жигулевские горы, меня не покидала мысль, что здесь не только полно всякого зверья, но и обитают, по-крайней мере, несколько особей гоминида. Леса здесь чрезвычайно глухие, а в скалах много пещер. Действительно, есть где укрыться.
Вечером я отправился в лес. Шел по тропе, идущей по оврагу. Слева и справа - густо поросшие деревьями (преобладают: клен, липа, осина, вяз, тополь, береза) горы. Один раз спугнул какого-то пушистого зверька, который спрыгнул с дерева на землю. Увидел я его краем глаза и толком разобрать, кто это был не смог. Пару раз видел крупных, как хомяки, мышей. Но они бегали очень быстро и сразу же прятались в норки, поэтому сфотографировать их мне не удалось.
В одном месте встретил нагромождение веток, похожее на странное сооружение, но точно определить характер его происхождения не получилось. Сделал несколько фотографий (используя оптическое увеличение) этой конструкции, и на всех снимках видны какие-то белые пятна.
А это увеличенное изображение сооружения. Видно, что фотография нечеткая, размытая. Получилось это из-за эффекта дрожания камеры с использованием большого увеличения при недостаточной освещенности (погода была пасмурной, к тому же близилась ночь). Эти белые пятна я объясняю очень просто. Это просвет между деревьев, "кусочки неба", но из-за дрожания камеры они смазались и превратились в причудливой формы пятна.
Глубоко в лесу я встречал следы кабанов и оставленные ими рытвины в земле. В одном месте меня заинтересовало следующее. Я все время шел по тропе. И в одном месте (извините за повторение) прямо на дороге находились несколько ям, в которых были чьи-то фекалии. Точно сказать, кому они принадлежат, я не могу. Меня озадачил тот факт, что сделано это было прямо на дороге, в предварительно вырытые ямки. Насколько я знаю, кабан, лось ямок для своих нужд не роет. Помет крупный, похож на человеческий, но зачем рыть ямку и делать это прямо на дороге? Это осталось для меня загадкой.
Недалеко от кучек помета на одном дереве, рядом с тропой, находятся вот такие знаки. Что это такое и результат чьего воздействия я не знаю. Предоставляю экспертам внимательно изучить эти знаки и выдвинуть свои гипотезы.
В сумерках я вернулся обратно в лагерь. Поужинав все легли спать. Спалось нам в эту ночь опять плохо. Около палатки пищали мыши, все время бегали и что-то грызли. Я все боялся, что они прогрызут в палатке дыру и заберутся внутрь, а мышиной лихорадкой заболеть совсем не хотелось. Сергей, как всегда спал в машине. Под утро стал дуть сильный ветер и пошел дождь.
  Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
 
Обсудите на форуме: Перейти на форум