Область красного цвета - район поиска следов, крестиком отмечено место нашего лагеря.
Утром продолжал моросить мелкий осенний дождь, начавшийся ночью, но рыбаков это не пугало, и они, укрывшись рыбацкими плащами, рыбачили с лодок на реке. Несмотря на дождик мне нужно было готовить завтрак и отправляться в лес.
Как это обычно бывает, над рекой с утра стоял густой туман. Его густые клубы медленно поднимались с поверхности воды и окутывали горы. Издали можно было подумать, что это клубы дыма от лесного пожара, настолько густой здесь был туман в это утро.
Я решил посветить день поиску следов на противоположном берегу Уфы, в частности, потому что именно оттуда приходила ночью лисица. Возможно, мне повезет и я обнаружу ее следы, а может быть, пойдя по следу, и ее логово. Хотя лис я неоднократно наблюдал в своих поездках, но хорошей фотографии этого зверя пока еще нет в моей фотоколлекции.
Нужно было переправиться на противоположный берег и начать, как я понимал, нелегкий подъем в гору. Пока лодка медленно скользила по поверхности воды, я зачарованно любовался местными красотами. Дождик уже закончился, и водная гладь была словно зеркало, в котором отражались высокие берега реки.
В бинокль я заметил на противоположном берегу скопление бревен в воде и что-то наподобие дорожного съезда к воде. Володя, переправив меня на другой берег, отправился рыбачить с Иваном, а я по берегу пошел к тому месту, где я надеялся обнаружить дорогу. Так и оказалось. Видимо, по этой дороге с горы спускали бревна, которые потом сплавляли по реке. Я обрадовался, что мне не придется подниматься в достаточно крутую гору через бурелом, и я пошел по дороге, внимательно осматривая дорогу в поисках следов. На карте видно это место: здесь был когда-то кардон. Видимо здесь переправляли бревна через реку. И от кардона на юг идет пунктирная линия на карте, которая обрывается. Именно по этой дороге я и шел.
Я искал следы лисицы, хотя ее лай ночью раздавался не здесь, а напротив нашего лагеря. Но, я предполагал, что спускаться зверю все же легче по дороге, поэтому и надеялся найти ее следы здесь. Следы лисицы в этот день я так и не нашел. На дороге я обнаружил четкий и свежий след лося. Было две цепочки следов: одна цепочка спускалась с горы, другая напротив - поднималась в гору. По следу можно было предположить, что крупный лось этой ночью, скорее всего на рассвете, спускался с горы к воде напиться, после чего ушел обратно в лес. Может быть, лай лисы был связан с приходом сохатого на водопой. Как бы то ни было, я пошел по этому следу, вверх в гору.
Пройдя от берега с километр, на дороге появились вот такие следы. Раздвоенные копыта, смотрящие не внутрь, как у лося, а наружу свойственны коровам и лошадям. И, вполне допустимо, что здесь проезжал всадник на лошади. Но меня смутили две дырки в почве позади следа. Скорее всего это было совпадение, так как это единственный след "с дырками позади копыт". На фотографии слева такой же след от другой ноги, как я думаю, лошади. Эти следы были вчерашними или позавчерашними, а может оставлены и еще раньше, так как ночной дождик размыл эти следы. Я продолжал идти по дороге, по свежему следу лося.
В этих местах когда-то валили лес. Многие поваленные деревьях уже покрылись мхом, некоторые деревья были спилены, другие вырваны с корнями. Корни некоторых деревьев издали напоминали фигуры зверей. Если честно, то было немного жутковато. Я неоднократно, просматривая местность в бинокль, принимал поваленные деревья и их корни за разных животных. Удалившись от реки примерно на два километра, я увидел, что дорога неожиданно кончилась. Не было никаких отворотов, ни тропинок: это был тупик.
Нужно было отдохнуть и решить куда идти дальше. С окончанием дороги, терялся след лося. Отследить след на мягкой подстилке леса, густо покрытой опавшей листвой было для меня невозможно. Я присел отдохнуть у дерева, которое хотели спилить, но обнаружив гнилую сердцевину, прекратили.
Ну что же? Дальше нужно было идти только по компасу. Подробной карты местности на тот момент у меня не было, только снимок со спутника. Я решил повернуть на запад, и, таким образом, выйти к реке, которая в этом месте делала крутой поворот.
В одном месте я наткнулся на место, похожее на лежку зверя. Возможно, что это была ночная лежка того самого лося, по следу которого я шел.
Идя по лесу, я старался как можно меньше издавать шума, постоянно останавливался и прислушивался. Погода стояла тихая, безветренная, и в лесу было тихо, лишь изредка шумели опадавшие с веток листья. И вот в этой тишине я услышал вдали какой-то шорох. Я осторожно пошел в направлении доносившихся звуков. И тут на меня сверху стали падать шишки. Я поднял голову вверх и на самой верхушке высокой ели увидел стайку маленьких птичек, которые с большим проворством доставали орехи из шишек. Судя по окрасу оперенья, это были клесты. В бинокль хорошо было видно, как они крепкими клювами доставали из шишек орехи.
Понаблюдав некоторое время за работой клестов, я продолжил свой путь. Пару раз мне попадались деревья, которые были повалены с корнем, как я думаю, силою сильного урагана.
Одно дерево было сломлено у основания. Идя на запад по компасу, я заметил, что с того времени, как я свернул с дорожного тупика прошло много времени, а реки все не было видно. Как я уже говорил, карты местности на момент похода у меня не было. В итоге, я решил повернуть на север, предполагая, что так я скорее выйду к реке.
Через некоторое время я понял, что стал спускаться с горы, а это значит, что вскоре впереди должна была показаться река. Когда мне стали попадаться деревья, кора которых была медного цвета, было ясно, что река уже недалеко. Окрас коры таким образом значит, что в почве у реки присутствует много солей меди, в частности медной окиси. Поэтому кора деревьев и приобретает такой цвет.
Наконец-то я вышел к реке. Как оказалось, я вышел к реке в том месте, где она поворачивает на юг. В этом месте на карте обозначено урочище Дюльбаш.
Не знаю, что за урочище тут было, но никаких строений я тут не заметил, кроме такого деревянного сооружения на берегу. Возможно это был знак, предупреждающей о повороте реки для тех, кто сплавлял лес.
Нужно было возвращаться в лагерь. Сперва я решил просто идти по берегу, но это оказалось весьма затруднительным: высокая трава, заросли крапивы, отсутствие какой бы то ни было тропы, валежник, кусты - все это сильно замедляло продвижение. В итоге, я снова углубился в лес и, не теряя из виду реку, пошел на восток. Почти все лиственные деревья в эту осеннюю пору уже были окрашены в желтый цвет, а некоторые имели ярко-красную окраску.
Случилось мне повстречаться с пестрым дятлом, упорно добывавшим себе корм. Некоторое время пришлось за ним поохотиться, чтобы сфотографировать. Более четкий снимок этой птицы я сделал в Татарстане, а в этот раз хорошей фотографии сделать не удалось.
Держа связь по рации с лагерем, я наконец вышел к реке почти напротив лагеря.
На этом берегу рыбачил Иван. В этот день ему удалось поймать пару щук и окуней. Мы поплыли на другой берег к нашему лагерю.
Иван нашел на берегу интересный камень, на котором был отпечаток окаменелой раковины. Сейчас я жалею, что не придал тогда этому значения и не взял этот камень с собой. Возможно эта окаменелость насчитывала несколько тысячелетий.
Время близилось к вечеру и нам нужно было собираться домой. Впереди предстояла дальняя дорога, а ехать в темноте по здешнему бездорожью было небезопасно. Улов рыбаков составил несколько щук, окуней и еще нескольких мелких рыбешек.
На этом рассказ об очередной поездке можно было завершать, если бы не встреча с глухарем.
На обратном пути, мы увидели на обочине дороги привольно разгуливавшую птицу, с характерной для глухаря бородкой. Уверен, что это был именно глухарь. Мы остановились. Я начал снимать его не выходя из машины, прямо через лобовое стекло, но фотографии выходили мутными (предыдущая фотография сделана из машины). Тогда я аккуратно вылез из машины и снова стал снимать птицу. Глухарь, то ли не видел нас, то ли не боялся - продолжал разгуливать по обочине дороги. Никаких звуков он не издавал. Сделав множество неплохих снимков, мы поехали дальше.
Результат поездки: Так завершилась наша поездка в леса Башкирии. В моем архиве содержится множество свидетельств о наблюдении снежного человека в Башкирии, но в этот раз я не обнаружил абсолютно никаких следов его пребывания в этом регионе. Да, места тут глухие, и потенциально он может тут обитать, но никаких подтверждений этому найдено не было. А в целом, отличная была поездка: хороший улов и отлично проведенное время. Я рад был пополнить свою фотоколлекцию зверей и птиц новыми снимками. Впервые мне удалось сделать качественные фотографии глухаря крупным планом. Я благодарен глухарю за его позирование (а вел он себя именно так, как будто специально позировал для меня).
  Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
 
Обсудите на форуме: Перейти на форум